Мэтью Фонтэн Мори. Карта ветров

На баках старых парусных кораблей, в этих матросских клубах, испокон веков рассказывали легенду о капитане, продавшем душу дьяволу, а взамен получившем возможность взять в плен океанские ветры, которые жили на затерянном острове в другом конце света.
Корабль этого проклятого капитана однажды разбился о скалы, и все, кто на нем плавал, утонули; ветры же, заключенные в трюме, оказались на свободе. Но они забыли дорогу на свой остров и с того дня царят в океане. А корабли стали плавать не на веслах, а под парусами!
Эта старинная легенда дошла до ушей молодого лейтенанта Мори, служившего в военном флоте США. Ветры свободны, это так, но ведь можно же узнать их повадки и капризы и использовать их грубую силу.

Мэтью Фонтэн Мори. Карта ветров

Мэтью Фонтэн Мори работал на ферме своего отца, до того как в 1824 году отправился в плавание на одном из кораблей американского флота. Там-то и выявилось его призвание: его больше влекло к навигации, чем к управлению кораблем и морской тактике. Достаточно долгий опыт «офицера-штурмана» показал ему, что моряки на протяжении столетий немногого достигли в умении использовать ветры и течения и штурманы ежедневно совершали невероятные тактические ошибки.

Много лет плавал Мори на парусных кораблях. Но вот несчастный случай заставляет его вернуться на сушу. В Вашингтоне он получает назначение начальником склада карт и морских документов. И здесь у него возникает мысль поднять архивы – судовые вахтенные журналы военных и торговых кораблей. Это была блестящая идея: ведь за одни и те же годы множество кораблей прошло в самых различных точках океана, и в их вахтенных журналах находились драгоценные данные о распределении и направлениях течений и доминирующих ветров. Все эти материалы и легли в основу его знаменитой книги «Карты ветров и течений Северной Атлантики». Первая карта Мори содержала в себе « розы ветров» в квадратах со сторонами в пять градусов. Для каждого месяца там указывался процент ветров и их сила. Затем появляются два больших тома, содержащих морские инструкции и карты.

С тех пор моряки пользовались картами Мори, дающими сведения о ветрах в районах, которые им предстояло посетить. Трассы парусных кораблей изменились коренным образом. Моряки уже не намечали прямых путей. Расстояние не имело большого значения, главным образом в расчет принималась погода. На трассах Мори были указаны штилевые районы, и клиперы старались обойти их и пройти там, где ветры дуют постоянно.

В 1853 году на Международной метеорологической конференции в Брюсселе по предложению Мори была принята стандартная система наблюдений, предназначенная дополнять карты и инструкции. Больше не было секретов, ревниво охраняемых штурманами и мореходными школами. Эти массовые наблюдения позволяли создать точные карты ветров и течений морей и океанов. Экваториальные штили, пассаты, ветры сороковых параллелей, муссоны, тайфуны были локализованы на картах. Рекомендовались некоторые трассы.

Первым важным следствием работы Мори был выигрыш во времени на путях из Сан-Франциско через мыс Горн и, следовательно, экономия миллионов долларов для судовладельцев. Время перехода из Ливерпуля в Мельбурн сокращалось на пятьдесят дней.

Труды Мори не потеряли значения и в наше время. Наши современные штурманские карты были бы невозможны без того фантастического труда, который был проделан Мори. Потомки отдали должное тому, кто разгадал тайну ветров и течений, воздвигнув ему памятник.

Оцените статью