В.С. Егоров, специалист по менеджменту, выявляет признаки современных российских компаний малого и среднего бизнеса и называет их типичные черты, среди которых такие, как небольшой возраст организаций и нахождение на руководящих постах в основном инженеров и научных работников. Среди таких руководителей очень редко встречаются специалисты в области управления, поскольку они (руководители) полагают, и, казалось бы, на первый взгляд, вполне логично, что если бизнес имеет успех и развит в принципе на неплохом уровне, изучать специфику управления и некоторые его основы по сути бесполезно.
Мало того, многие руководители считают, что они знают предостаточно, даже не обучаясь. Такая позиция неудивительна, поскольку она обусловлена неразвитостью нашего рынка – дело в том, что на многих направлениях жёсткая конкуренция попросту отсутствует.
В результате ситуация такая: «новые русские», современные руководители не собираются искать профессиональных управленцев себе на смену, при этом уверенно полагают, что необходимости в профессиональных управленцах и консультантах по управлению также нет. Кроме того, отнюдь не все считают, что должности управляющего и хозяина компании лучше разделять, хотя этот вариант на практике других компаний показал себя гораздо лучше.
Что касается качества управления, то оно не является хорошим ни у «старых» компаний, ни у «новых». Безусловно, для оптимизации деятельности и тем, и другим требуется внедрение современной СМК по международным стандартам ИСО (тут можно узнать об этом подробнее). Но убедить в этом руководителей и показать результативность грамотно построенной системы менеджмента качества очень непросто. Но если и удалось, то нередко случаются такие ситуации: директор фирмы создаёт отдел по качеству, этому отделу поручаются все вопросы по разработке и сертификации СМК. Обучается персонал, идёт активная работа с профессиональными консультантами, активно создаются документы – казалось бы, всё идёт, как нужно. Но в это время руководитель ждёт, когда же наконец появится доход от «построенной» системы. Если же при этом ни директор, ни руководители отделов, ни сами сотрудники не видят смысла в этих действиях, не осознают, зачем это нужно – то несложно догадаться, что система не будет работать. На разработку одной только документации, как известно, времени требуется немало, а ведь в результате по окончании работ начальник отдела по качеству в цифрах показать в эффективность системы менеджмента качества не сможет. В итоге директор и делает вывод, что поступил правильно и не стал тратить своё время ради нулевой эффективности.