Художественным оружием смеха

Художник вновь обратился к сатире, и, хотя форма выражения стала более условной, все же стремление к психологическому раскрытию образа осталось.

1917 год. В одном из домов на Новослободской улице в Москве работает над картиной высокий, с зачесанными назад длинными волосами молодой художник. На большом холсте уже ясно вырисовывается драматическая сцена: деревенский пейзаж с нависшими свинцовыми тучами и бредущие по исхлестанной дождями дороге слепцы: старик и два парня, один из которых в солдатской шинели. В комнату, где работает напряженно художник, проникает с улицы музыка оркестров, громкие крики толпы, выстрелы винтовок. Все это не дает ему покоя. Художник бросает кисти, стремительно сбегает с лестницы и сливается с бушующей толпой, разлившейся по улицам, переулкам и площадям города. Он жадно слушает призывные речи ораторов, смотрит в измученные войной лица солдат, видит решительную поступь вооруженных рабочих отрядов, вникает в страстные, непримиримые споры людей. Горячая волна революции будоражит его чувства, рождает новые идеи и образы. Шагая по бурлящим улицам столицы, художник понимает, что тема картины, которую он так долго вынашивал, несостоятельна. Ум и сердце его переполнены новыми, необычными впечатлениями, и хочется скорее отдать все свои силы, свою энергию новым темам, идеям, образам. Вскоре в газетах «Беднота» и «Коммунар» начали появляться гневные карикатуры, метко бьющие по врагам революции. Под карикатурами стояла подпись — М. Черемных. Она принадлежала молодому художнику, сменившему кисть и палитру живописца на острое перо сатирика. С тех пор вот уже более сорока лет читатели хотят купить картину но лишь встречают в сатирических журналах, на страницах газет, на плакатах это имя под карикатурами, беспощадно бьющими врагов нашего государства, едко высмеивающими бюрократизм и волокиту, взяточничество и консерватизм, равнодушие и самодурство, чванство и подхалимство. Постоянному читателю сатирических журналов не надо смотреть на подпись под рисунком, чтобы узнать авторство Черемных,—настолько характерны и неповторимы особенности творческого почерка, своеобразен художественный язык его карикатур. Тысячи произведений были созданы художником за эти годы. Искусство сатирика формировалось и оттачивалось в горниле революционных событий, в годы пятилеток, в бурной, созидательной жизни перво¬го в мире социалистического государства. Еще в 1919 году Черемных предложил размножать плакаты при помощи трафарета и вывешивать их в витринах магазинов и в окнах учреждений. Так родились знаменитые «Окна РОСТА», в которых большое участие принял В. В. Маяковский, придавший им особую агитационную силу и общественное значение. Иногда в одну ночь им приходилось делать до 50 плакатов. Полученные вечером свежие сообщения с фронтов гражданской войны, новые решения правительства, новые мероприятия партии надо было быстро, экономно, ясно изобразить в рисунках, чтобы утром люди, проходя мимо окон, смогли не только узнать новости, но и получить большую оптимистическую идейную зарядку. В этой напряженнейшей работе и рождался стиль боевого, смелого политического плаката, формировалось и крепло мастерство художника-агитатора. Рисунки Черемных отличаются особенной выразительностью персонажей, каждый из которых является не только конкретным человеком со всеми его неповторимыми индивидуальными особенностями, но в то же время представляет собой и совершенно определенный, яркий и характерный тип. Вот ради чего почитатели его таланта мечтали купить картину этого художника, благодаря умению обобщать, умению подмечать и запоминать выражение лица, походку, костюм, позу, прическу — все то, что особенно ясно говорит об индивидуальном характере. Среди нескольких тысяч произведений, созданных Черемных за его долгую творческую жизнь — он и теперь, после семидесятилетнего юбилея продолжает над ними работать,—есть немало таких, которые стали своеобразными символами бюрократизма, волокиты, мещанства. Так, например, в 1949 году он нарисовал женщину-сквалыгу с длинным носом в виде ручки с пером, в пелеринке, с авоськой, наполненной кляузами. Мы узнаем в ней бесцеремонную, нудную, неотвязную кляузницу, которая, прикрываясь гуманными советскими законами, сутяжничает, пишет клеветнические письма, всячески стараясь посеять подозрения и недоверие среди людей. В другом рисунке художник показывает нам бюрократа, равнодушного чиновника, досадующего на то, что ему приходится заниматься режимом экономии, хотя он уже этим «занимался в прошлом году». Со страницы журнала смотрит на нас выразительная физиономия человека тупого, ленивого и ограниченного. К этому персонажу Черемных возвращается неоднократно. В одном из последних рисунков он стремится показать бюрократа предельно конкретно, без сатирической заостренности и преувеличения, как обычное, вполне реальное лицо, облик которого убедительно говорил бы о его сухом, бюрократическом характере. Художник достигает этого путем очень точной и выразительной психологической характеристики. В последних работах — серии сатирических жанровых рисунков, выполненных гуашью которую хотели купить картину эти черта творчества проявилась особенно ярко. Серия была начата еще в 1943 году и сначала строилась как цикл жанровых бытовых картин о героической, напряженной жизни советских людей в годы Великой Отечественной войны. В последние годы содержание этой серии получило новое направление. Художник вновь обратился к сатире, и, хотя форма выражения стала более условной, все же стремление к психологическому раскрытию образа осталось. В этом смысле особенно характерен лист «Оформление личной собственности», где показан человек, отгородившийся от всего остального мира высоким забором. Приколачивая к забору колючую проволоку, собственник стремится сделать свой уголок еще более неприступным. Этот образ становится особенно выразительным благодаря очень верно найденному психологическому состоянию человека, толь¬ко и думающего о себе и своей выгоде. Вся серия выполнена гуашью, и каждый ее лист в известной мере демонстрирует многообразные способы решения сатирической темы, где цвет и композиция активно помогают художнику выразить в образах существо жизненных явлений. В этих рисунках Черемных практически раскрывает свои педагогические взгляды: в Художественном институте им. В. И. Сурикова он обучает уже не первое поколение молодых художников-плакатистов умению реалистически выражать сатирический образ. В творчестве Черемных есть одна тема, к которой неоднократно и в течение многих лет возвращается художник. Это тема борьбы с религиозными предрассудками. Черемных-атеист и безбожник в силу своего сатирического таланта во многих карикатурах, плакатах и даже живописных полотнах раскрыл всю, так сказать, механику обмана и затуманивания сознания людей служителями культа. Образы этих произведений всем своим художественным содержанием убеждают читателя и зрителя в том, что религия, отравляя сознание людей, благословляет насилие и эксплуатацию. Большое место занимает в искусстве Черемных работа над воплощением в сатирическом рисунке положительной темы. И в этом на помощь художнику приходят не только его исключительная наблюдательность, но и большая любовь и доброжелательность к людям. Веселый добродушный юмор пронизывает многие произведения Черемных. Нельзя забыть, что например, чудесный рисунок «Женская доля», в котором изображена молодая колхозница, торжественно восседающая на целой горе мешков с зерном, полученных ею на заработанные трудодни; или рисунок, где молодой рабочий показывает старому мастеру деталь, сделанную из особо ценного металла, из сэкономленного. Выразительны здесь не только облик молодого рабочего, но и особенно лицо старого рабочего, внимательно и придирчиво рассматривающего драгоценную деталь. Именно эта любовь к простому человеку, высота идейных устремлений и страстная непримиримость к недостаткам делают искусство Михаила Михайловича Черемных убедительным, ярким и смелым.

 

В. Костин

Оцените статью